Препятствием к трезвой жизни часто становится отсутствие критики к своей болезни и к состоянию.
Все, кто хотел жить трезво, осознал свою проблему, уже давно прошли лечение, живут трезво. а прошлую жизнь в алкогольном угаре вспоминают как кошмар.
А что мы слышим от алкоголика в оправдание собственной болезни?
Многие алкоголики говорят: «Все так пьют, кого я знаю! Значит, все они алкоголики?»
Да, все так пьют. В окружении самого алкоголика.
Пьющий, злоупотребляющий алкоголем человек чувствует себя очень неуютно, одиноко среди трезвых. Чтобы не быть белой вороной, стремится окружить себя такими же пьяницами.
Но это не значит, что у нас вообще нет трезвых и умеренно употребляющих спиртное людей. Их нет только в окружении пьющего.
Алкоголик заботится о собственной свободе и праве выбора.
Он прав – без личного страстного желания ничего не сделаешь. Но он заблуждается в том, что сможет захотеть избавится от алкоголя самостоятельно. Состояние привязанности к чему-либо само по себе не способствует рождению желания свободы. Лишь серьезные отрицательные последствия этого ложного выбора могут постепенно повернуть голову человека в направлении свободы.
Пока алкоголика не клюнул жареный петух, не стоит ждать быстрых положительных результатов.
Пьяное состояние - болото, а желание трезвости - искра света. Сильный огонь способен постепенно высушить болото, однако огненная искра попросту не вспыхнет в болотной жиже. А если вопреки законам физики такое чудо все же произойдет, то загоревшийся огонь не сможет удержаться долго. Болото – это символ инерции, грозной силы, способной гасить самые лучшие порывы. Но если представить, что «пьяное Я» не просто олицетворение неподвижной ленивой стихии, сметающей светлые устремления, но активная злая воля, тогда становится понятно, почему тезис алкоголика: «Я должен сам захотеть бросит пить» нельзя принимать всерьез. Он никогда не захочет этого сам без какого-то серьезного внешнего воздействия – тяжелой травмы, серьезных проблем со здоровьем или хорошо организованной помощи – лечения.
"Знает ли, что пьет этот человек из стакана, дрожащем в трясущейся от пьянства руке? Он пьет слезы, кровь, жизнь свой жены и своих детей" (Фелисите - Робер де Леменне)
Мысль даже с правовой точки зрения явно незрелая, ибо ограничивается правами самого алкоголика, который не желает понимать, насколько пьянство ущемляет права всех, кто его окружает:
Декларирование алкоголиком своих прав могло бы показаться справедливым, но только в том случае, если бы его последующее поведение показывает, что вполне может пить, не доставляя никаких неприятностей своему окружению.
Однако, как правило, алкоголик демонстрирует такое поведение, что всем, кто сталкивается с ним, становится ясно – он не имеет права выпить даже рюмку, поскольку не способен держать себя в руках и тем самым уважать чужие права.
Если алкоголик же не имеет семьи, живет один, не работает, например, находится на пенсии или получает пособие как инвалид, он имеет больше морального права возразить окружающим: делаю, что хочу, долг жизни выполнил, ничего больше не интересует. И то только в том случае, если он своим пьяным видом не доставляет неприятностей решительно никому. Однако если у алкоголика есть семья и он работает, он не сможет пить, не доставляя при этом никаких неприятностей миру.
Почему же жены многих пьяниц и алкоголиков так легко покупаются на пьяный бред о правах человека? Неужели у них нет прав защищать себя, а у него есть права систематически угнетать ближних?
Эту байку говорит своей жене практически любой пьющий муж.
О том же говорят между собой, разливая водку, миллионы пьющих мужчин.
«Не буду лечиться, и все, не хочу дураком стать», - говорит носитель «большого ума» своей жене, измученной бесплодными уговорами и попытками склонить его к лечению. При этом обычно приводится тысяча примеров, вроде того, что чей-то муж поддался на уговоры жены и тещи, пошел лечиться и «сделался дураком».
Подобные разговоры относятся к типичным уловкам и уверткам деформированного алкоголем сознания, которое не желает что-либо менять в привычном укладе жизни.
Вполне понятно, зачем так обманывают себя пьющие мужчины.
Но совершенно непостижимо, почему этому всерьез может поверить жена. Именно такие доводы от жен часто приходится выслушивать врачам. А потом эти женщины испытывают настоящий шок при утверждении врача о том, что дураками гораздо чаще становятся как раз те люди, кто отказывается от лечения и продолжает пить до «победного конца» (то есть – до того момента, когда они оказываются полностью побежденными врагом – «зеленым змием»).
Все это доказывает, что многие женщины, находясь в тяжелой, почти смертельной ситуации, сохраняют странную готовность быть обманутыми. Непонятно почему, но они, не утруждая себя серьезным умственным напряжением, легко принимают на веру все легенды и мифы, которые сочиняет пропитанным алкоголем лживый мозг.
"Будучи трезвым, претворите в жизнь все свои пьяные обещания - это научит вас держать язык за зубами" (Эрнест Хемингуэй)
Какую женщину муж или сын алкоголик в течение многих лет не кормил этими завтраками?
Каждый алкоголик периодически это делает.
Самое интересное состоит в том, что он верит в собственную ложь. Когда потом вы ему предъявляете претензии – почему он сорвался? – он может оскорбиться, может промолчать, но в своей собственной душе он так и не сможет объяснить, а что же произошло? Конечно, после завтрака обязательно последует ужин, где в качестве первого, второго и третьего он может предложить вам одно-единственное «блюдо» - свой пьяный вид. Конечно, в пьяном состоянии он, как правило, не будет ничего обещать. Напротив, нередко алкоголик или опровергает собственное же обещание бросить пить, утверждая, что «ничего такого не говорил», или, как обычно, выворачивается.
Женщины, если вы хотите, чтобы ваши мужья, в конечном счете, преодолели свой недуг и если для этого вы согласны бороться со злом, научитесь разбираться в тех байках, которыми словно лианами, он оплетает ваше сознание и окутывает вас.
Имейте мужество не верить пустым россказням, какими бы красивыми они ни были.
Атака – лучшая защита. В семье пьющего этот закон обостряется.
Муж занят делами явно неправедными. С утра, во время похмелья, его часто преследует чувство вины. Постоянно находиться в таком состоянии невозможно, тем более что претензии жены тоже чаще всего высказывается после пьянства.
Двойной пресс отрицательных эмоций иногда кажется алкоголику настолько тяжелым, что вынести его давление у него нет сил. Единственный способ, позволяющий отбить атаки жены и сохранить необходимое самоуважение и чувство правоты (без него можно рассыпаться на части) – это ответные удары и обвинения. «Да, я пью, но пью из-за вас всех, а главным образом из-за тебя, дура, ведь ты погубила всю мою жизнь!» (Дальше обычно идут в ход непечатные выражения и, возможно, пускаются в ход кулаки.)
Многие жены принимают его логику не только потому, что он их запугал. Они по своей структуре личности настолько неспособны к самостоятельности, что всегда ищут сильное плечо, к которому можно было бы прислониться. И даже в том случае, если это плечо вдруг превращается в занесенный кулак, они все равно идут на подобный тип отношений.
Женское сознание часто склонно к унижению и мазохизму: женщина не только соглашается с обвинениями, но даже усиливает, самостоятельно разрабатывает и развивает их, убеждая себя – я действительно погубила. Правота в этом самоедстве только одна – да, погубила, только не тем, что плохая, а тем, что слабая, покорная, уступчивая, постоянно пасующая перед злом. Если бы умела сопротивляться пьяному «Я» с самых первых дней знакомства еще до брака, может быть, и победила бы врага, убила его в зародыше.
Байка, она на то и байка, что в ней всегда содержится некоторый процент истины, на который, как на крючок, попадаются легковерные души.
Конечно, невозможно бросить пить, если человек не захочет этого сам.
Нельзя извне внедрить в сознание алкоголика желание трезвости, если все его существо этому активно сопротивляется. Верно, что возможность бросить пить (кстати говоря, открытая для любого алкоголика всегда) становится реальной только тогда, когда в пьяной душе загорится первый огонек желания трезвости. Однако ложь заключается не только в том, что алкоголик не сможет всерьез захотеть быть трезвым в любой момент и по своему желанию. Точно так же он не сумеет удержать свое желание быть трезвым в течение длительного времени и, таким образом, пересилить желание выпивки. Без посторонней продуманной и целенаправленной помощи он ни за что не сможет пробудить в себе этот порыв. Если оставить все как есть, пустить жизнь на самотек и не стремиться целенаправленно, излечить его от недуга, возможно, он вообще никогда всерьез не захочет (а не всерьез не считается!) избавиться от своей патологии.
Если какая-либо жена верит, что он действительно когда-нибудь сам захочет трезвости и сумеет удержать в себе желание трезвости, она очень глубоко ошибается. Маловероятно, что случится чудо: лучше оставаться реалистом. Гораздо вероятнее, что он никогда не захочет, а потому и не сможет вернуться к трезвому образу жизни.